|
Школа принимающих родителей
С 12.03.2011 года работает Школа принимающих родителей. Обучение осуществляется по Примерной программе подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2011г. № 1681.
Цель программы Школы принимающих родителей:
подготовка кандидатов в принимающие родители к приёму и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них родительских компетенций.
Задачи:
- Познакомить кандидатов в принимающие родители с существующими формами устройства ребёнка в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей.
- Разъяснить кандидатам в принимающие родители их права и обязанности как принимающих родителей.
- Подвести граждан, имеющих намерение принять ребёнка в свою семью, к осознанному выбору - стать ему родителями.
- Сформировать установку - быть успешными родителями.
- Дать комплексные знания по детской психологии, развитию ребёнка, влиянию прошлого опыта ребёнка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребёнка, разлуки с семьёй) на психофизическое развитие и поведение ребёнка, с помощью которых родители могут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения.
- Установить уровень педагогических знаний и навыков кандидатов в приёмные родители.
- Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность.
- Донести информацию о роли социального окружения для развития ребёнка.
- Раскрыть возможности разных стилей воспитания.
- Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения приёмных родителей.
- Настроить будущего принимающего родителя на дальнейший контакт с представителем ШПР - в рамках сопровождения принимающей семьи.
Функции "Школы принимающих родителей":
- Информирование населения.
- Реализация программы:
- Набор и формирование групп, составление графика обучения.
- Координирование процесса обучения.
- Проведение занятий.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
- Взаимодействие с партнёрскими структурами.
- Разработка методических, научно-практических материалов.
Требования к уровню освоения кандидатами в принимающие родители содержания курса подготовки.
По завершении курса подготовки кандидаты в принимающие родители должны:
Иметь представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребёнка на воспитание в семью, взаимодействии организации и принимающих семей в процессе подготовки и после приёма ребёнка в семью, финансовой помощи принимающим семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребёнка и его воспитание и развитие, которую кандидаты в принимающие родители берут на себя в связи с приёмом в свою семью ребёнка;
- о ребёнке, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания детей в зависимости от возраста ребёнка, его жизненного опыта, его потребностей развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приёму ребёнка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых принимающему родителю;
- о порядке контактов ребёнка с кровными родителями и родственниками.
Знать:
- свои права и обязанности, как принимающих родителей, как в отношении ребёнка, так и в отношении организации;
- закономерности развития ребёнка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребёнка в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребёнка (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребёнка, разлуки с семьёй) на психофизическое развитие и поведение ребёнка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребёнку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребёнка в замещающей семье;
- о влиянии собственного опыта замещающих родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребёнка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребёнка, методы и приёмы полового воспитания в семье.
Уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательных компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, к приёму в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитанию;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательных компетенций по воспитанию приёмного ребёнка;
- важность удовлетворения потребности ребёнка в идентичности и эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- рассматривать "трудное" поведение ребёнка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребёнка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребёнка;
- быть готовыми оказать поддержку ребёнку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребёнка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места кровной семьи в жизни ребёнка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательный ресурс совей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в деле воспитания ребёнка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и принимающим родителям;
- заботиться о здоровье ребёнка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребёнка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Программа учебного курса помогает кандидатам в принимающие родители закрепить мотивацию устройства в свою семью ребёнка или уверенность в обратном.
Организация занятий.
Занятия проводят специалисты центра: психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач-психиатр, врач-педиатр, невролог, социальный педагог, юрист.
Целевая аудитория: потенциальные принимающие родители (кандидаты в усыновители; опекуны (попечители), в том числе приёмные родители и патронатные воспитатели.
Формы проведения:
Очная, очно-заочная, стационарная (на базе Центра).
Формы работы:
Лекции, практические занятия, занятия с элементами тренинга, дискуссии, деловые игры, видеосалоны, самостоятельная работа.
По окончании Школы принимающих родителей выпускники получают сертификаты и психологическое заключение.
Перспективы:
- Повышение воспитательского потенциала действующих опекунов (попечителей).
- Обучение граждан, заявивших о намерении восстановиться в родительских правах.
Организация новых форм обучения:
- Дистанционная.
- Выездные школы.
Выездные обучающие семинары (в муниципальные районы, где один специалист по опеке и попечительству и недостаток других кадров).
Создание сайта, функционирование которого позволит:
- транслировать информацию о предоставляемых услугах;
- оказывать поддержку в on-line режиме;
- проводить дистанционное обучение.
Сопровождение принимающих семей, окончивших "Школу принимающих родителей"
Для лиц, прошедших подготовку в Школе принимающих родителей и принявших в свою семью ребёнка, желательным и необходимым является комплексная поддержка со стороны квалифицированных специалистов.
Формы поддержки:
- Повышение компетенции приемных родителей при предоставлении информации по вопросам воспитания детей.
- Очные консультации со специалистами, тренинги, тестирование, игровые терапевтические занятия с детьми.
- В сложных случаях возможен выезд специалиста в семью.
- Функционирование "Клуба принимающих семей".
В школе принимающих родителей проводятся:
- лекции,
- семинары-тренинги,
- структурированное интервью,
- индивидуальное консультирование с использованием современных диагностик.
С начала 2012 года на базе нашего учреждения функционирует Клуб принимающих родителей "Лада", куда могут прийти приемные родители, поделиться своим опытом воспитания приемных детей с другими участниками Клуба, узнать для себя много нового, а также поучаствовать в различных тренингах.
|
Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|