Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание свою семь ребенка, оставшегося без попечения родителей,утвержденная приказом министерства образования и науки волгоградской области от 31,08,2012 № 908..
Объем - 80 часов, из них: лекции - 16 часов, семинары тренинги 38 часов,индивидуальное консультирование 26 часов.
Цели программы "Школы принимающих родителей":
- Подвести граждан, имеющих намерение принять ребёнка в свою семью, к осознанному выбору - стать ему родителями.
- Сформировать установку - быть успешными родителями и организовать психологическую поддержку семьи.
- Дать комплексные знания, с помощью которых родители могут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения.
Задачи программы "Школы принимающих родителей":
- Установить уровень педагогических знаний и навыков кандидатов в принимающие родители.
- Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность.
- Сформировать представление о депривационных нарушениях ребёнка, оставшегося без попечения родителей; синдроме социального сиротства; потребностях ребёнка.
- Донести информацию о роли социального окружения для развития ребёнка.
- Раскрыть возможности разных стилей воспитания.
- Развить толерантные установки, эмпатийные и экспрессивные умения принимающих родителей.
- Настроить будущего принимающего родителя на дальнейший контакт с представителем "Школы принимающих родителей" в рамках сопровождения принимающей семьи.
Подготовку осуществляют высоко квалифицированные специалисты: педагоги-психологи, социальные педагог, юрист, врачи, учитель-логопед, учитель дефектолог.
Примерная программа подготовки ребёнка к устройству в приёмную семью.
Целью Программы является психолого-педагогическая подготовка ребёнка к проживанию в приёмной семье, предотвращение повторного сиротства.
Задачи:
- определить степень готовности ребенка к устройству в приемную семью, выявить особенности его представлений о семье;
- сформировать у ребенка позитивный образ будущей (приемной) семьи и семейных отношений;
- сформировать готовность ребенка к принятию семейного уклада жизни, новых особенностей быта, правил, традиций семьи и т.п.;
- развить эффективные способы коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;
- способствовать развитию у ребенка навыков эмоциональной саморегуляции, созданию идентичности и самопринятия;
- создать условия для благоприятного прохождения периода адаптации ребенка через организацию психологического сопровождения семьи;
- учитывать интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, на всех этапах семейного жизнеустройства.
Данная программа позволяет спланировать работу по подготовке воспитанников детских домов и школ-интернатов к жизни в принимающей семье и может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками государственных учреждений. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.
Тренинги и упражнения, приводимые в данной программе, нацелены на то, чтобы помочь ребёнку лучше понять самого себя и приобрести необходимые навыки неконфликтного общения.
Подготовка кандидатов в принимающие родители к приёму и воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них родительских компетенций.
Предназначена для специалистов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов, школ-интернатов, домов ребёнка), и специалистов органов опеки и попечительства.