Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.11.2017, 00:03

Волгоградский ППМС-центр

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Форма входа

Публичный доклад, страница 3

Количество детей, прошедших обследование и  выданных заключений в 2014 году

 

Количество детей дошкольного возраста, прошедших обследование на ЦПМПК в 2014 год

 

Количество детей школьного возраста, прошедших обследование на ПМПК в 2014 году

 

Количество детей, обследованных на ЦПМПК по возрастным категориям

Деятельность ЦПМПК в 2014 году была направлена на решение двух основных задач:

а) обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) на получение качественного и доступного образования;        

б) совершенствование деятельности территориальных ПМПК и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений (далее – ПМПк) по своевременному выявлению детей с ОВЗ с целью максимальной компенсации и (или) коррекции недостатков в их развитии и успешной социализации.

1.   Продолжена работа по формированию электронной базы детей с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов), прошедших диагностическое обследование на центральной психолого-медико-педагогической комиссии. 

В минувшем году усилия специалистов ЦПМПК были направлены на совершенствование и расширение форм организационно-методической деятельности, улучшение взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций, территориальных ПМПК и центральной комиссии Волгоградской области:

Проведено совещание со специалистами территориальных ПМПК и семинар по вопросам совершенствования деятельности трёхуровневой системы ПМПК по реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования (10.10.2013 г.).

2.   В течение 2013 года для педагогов государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) I-VIII видов, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольных групп компенсирующей направленности, специалистов ТПМПК проведён ряд обучающих и научно-практических семинаров:

3.   В минувшем году усилия специалистов ЦПМПК были направлены на осуществление организационно-методической деятельности и совершенствование системы ПМПК Волгоградской области:

3.1. Организована система семинарских занятий для специалистов территориальных ПМПК, для специалистов консилиумов образовательных учреждений, для слушателей ГБОУ ДПО ВГАПК и ПРО:

12.02.2014г. – «Прикладной анализ поведения, как эффективный метод коррекции поведенческих расстройств у детей с РДА» (информационно-ознакомительный семинар);

26.03.2014г. – «Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии на современном этапе в рамках действующего законодательства Российской Федерации»;

04.02.2014г. – «Интеграция – инклюзия детей с ОВЗ в образовательный процесс»;

25.03.2014г. – «Профессиональная компетентность учителей-логопедов, учителей-дефектологов, воспитателей логопедических групп в контексте ФГОС основного общего образования: профессионализм деятельности»;

15.05.2014г. – «Инновационная компетентность коррекционного педагога в контексте ФГОС начального общего образования и ФГТ к программе дошкольного образования: консультационная деятельность»;

18.09.2014г. – «Освоение специальных технологий обучения и воспитания, обучающихся с особыми потребностями в образовании с учетом ФГОС ОО»;

15.10.2014г. – «Освоение специальных технологий коррекционно-развивающей работы с обучающимися с учетом ФГОС ОО»;

16.12.2014г. – «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях».

3.2 Специалистами ЦПМПК, в рамках курсов повышения квалификации, проведены обучающие мероприятия для специалистов сопровождения по дополнительной профессиональной программе: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» 30.09.2014г. – 03.10.2014г.

3.3 Специалисты ЦПМПК активно повышают свой профессиональный уровень, принимая участие в работе научных конференций, практических семинаров, рабочих встреч с представителями организаций различных ведомств, занимающихся вопросами специальной (коррекционной) помощи детскому населению, а так же мероприятиях по обмену опытом, супервизиях:

20.03.2014г. –  Областной научный вебинар «Методика предметного обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС»;

25.03.2014г. – фестиваль инновационных педагогических проектов «Педагог будущего»;

23.06.2014г. – 25.06.2014г. Всероссийский семинар: «Актуальные вопросы создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ, детей-инвалидов»;

05.11.2014г., 06.11.2014г. –  международный научно-практический семинар «Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии»;

06.06.2014г. – областная научно-практическая конференция «Вопросы междисциплинарного психосоциального сопровождения больных и инвалидов»;

10.12.2014г. – Международная научно-практическая конференция «Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы, перспективы».

23.09.2014г.,  24.09.2014г. – состоялась встреча со специалистами ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям» г. Южно-Сахалинск по вопросам психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках психолого-медико-педагогической комиссии.

10.10.2014г. – специалисты ЦПМПК участвовали в супервизии деятельности центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в рамках «Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы».

4.   Большое место в деятельности ЦПМПК занимает консультативно-просветительское направление работы. Специалисты ЦПМПК осуществляют индивидуальное и групповое консультирование специалистов  территориальных ПМПК, ПМПк, представителей учреждений различных ведомств и организаций, а также родителей (законных представителей) по вопросам оказания эффективной помощи детям с ОВЗ. 

5.   Специалисты ЦПМПК являются постоянными лекторами в «Школе принимающих родителей» службы сопровождения замещающих семей.

 

Для родителей детей, посещающих группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности и отдел психолого-педагогической реабилитации и коррекции, функционирующих на базе ППМС-центра, организована деятельность школы «Ясная полянка».  В рамках данной школы проведены следующие мероприятия:

  • 21.02.2014г. проведено информационно-ознакомительное занятие «Прикладной анализ поведения, как эффективный метод коррекции поведенческих расстройств у детей с ранним детским аутизмом»;
  • 26.08.2014г.;  07.10.2014г.; 25.11.2014г.; 19.12.2014г. – проведен «Родительский всеобуч» для родителей, имеющих детей с нарушением ОДА  и детей со сложной структурой дефекта на базе ГБУЗ «Волгоградская областная детская клиническая больница».

Целью данных мероприятий является консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей), а также популяризация и расширение знаний представителей родительской общественности о видах и вариантах отклоняющегося развития детей, о способах компенсации и коррекции имеющихся у них недостатков физического и (или) психического развития, о формах получения образования детьми с ОВЗ.

6.   В 2014 году специалистами ЦПМПК проведён ряд мониторинговых исследований в части:

  • дифференциации образовательных услуг коррекционной направленности в учреждениях, классах, дошкольных группах Волгограда и Волгоградской области;
  • укомплектованности ПМПк образовательных учреждений специалистами (учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, социальными педагогами и др.);
  • деятельности территориальных ПМПК (Среднеахтубинская, Светлоярская, Серафимовичская, Михайловская, Фроловская).

По итогам проведённых мониторинговых исследований вышеуказанных территориальных ПМПК председателям и специалистам данных  территориальных ПМПК оказана методическая поддержка и даны рекомендации по устранению выявленных недостатков в организации работы.

7.   Подготовлен ряд проектов документов методического и нормативно-правового характера, направленных на оптимизацию деятельности специалистов системы ПМПК, позволяющих организовать работу ПМПК всех уровней в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе:

  • проект «Положения о психолого-медико-педагогическом консилиуме групп кратковременного пребывания»;
  • проект «Положения об отделе психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
  • проект «Пакет материалов для проведения мониторинга получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях г. Волгограда и Волгоградской области»;
  • план организации межведомственного взаимодействия министерства образования и науки Волгоградской области с министерством здравоохранения по осуществлению психолого-педагогического сопровождения деятельности структурного подразделения «Отделение медицинской реабилитации», государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Волгоградская областная детская клиническая больница»;
  • проект формы «Заключения и рекомендации по включению в инклюзивное обучение ребенка с ОВЗ».

 

8.   Специалисты ЦПМПК постоянно повышают свой профессиональный уровень, проходят курсовую подготовку. В 2014 году ими были пройдены:

  • 22.01.14г. - 30.01.14г. Курсы повышения квалификации «Основы прикладного анализа поведения»;
  • 12.05.14г. – 15.05.14г. Практический тренинг по применению процедур Прикладного анализа поведения (АВА);
  • 18.04.14г. – 25.05.14г. Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (дистанционный модуль);
  • 19.05.14г.  – 23.05.14г.  Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях» (очный модуль), с последующим проведением обучающих мероприятий для специалистов сопровождения (30.09.2014г. – 03.10.2014г.);
  • 28.05.14г. - 30.05.14г. Курсы повышения квалификации по программе: «Профессиональное совершенствование в области профилактики суицидальных  и кризисных состояний у детей и подростков: потенциал балинтовских групп»;
  • 15.08.2014 – 10.11.2014  Курсы повышения квалификации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы
  • 08.09.2014 – 29.11.2014  Курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Применение психолого-педагогических технологий адресной работы с учащимися согласно ФГОС ОО (овладение трудовой функцией А/03.6)».

 

9. Специалистами ЦПМПК постоянно формируется и пополняется методическая и дидактическая база. Так за 2014 год были разработаны и выпущены:

  • Методические рекомендации;

– «Солнечные дети: с чего начать?» (советы специалистов для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна) – внесены дополнения;

– «Консультации специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии в вопросах и ответах»;

– «Комплексное обследование детей и подростков в условиях ПМПК».

  • Комплект методических пособий «Шпаргалка для специалистов ПМПК»:

– «Дети с нарушением зрения»;

– «Дети с нарушением слуха»;

– «Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата».

  • Методические рекомендации к индивидуальному сопровождению ребёнка с ОВЗ:

– «Развитие навыков сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна»;

–  «Основные направления коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию познавательной деятельности ребёнка с синдромом Дауна»;

– «Как обучать играть с пирамидкой ребёнка с синдромом Дауна»;

– «Как формировать элементарные математические знания, умения и навыки у детей раннего и дошкольного возраста с синдромом Дауна. Рекомендации для родителей и специалистов».

  • Памятки для родителей
  1. «Если у вас родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья».
  2. «Мифы о РАС»;
  3. «Мифы об инклюзии»;
  4. «Игры по развитию речевой активности с неговорящими детьми»;
  5. «Советы логопеда родителям неговорящих детей».
  • Рекомендации для родителей и специалистов.
  1. «Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата».
  2. «Рекомендации по развитию ребенка с СД» (для родителей).
  3. «Развитие навыков сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна»
  4. «Основные направления работы по реализации индивидуального образовательного плана для ребенка дошкольного возраста с синдромом Дауна».
  • Памятки для специалистов ПМПк.
  1. «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»;
  2. «Перечень нормативов развития детей 3-4 лет»;
  3. «Перечень нормативов развития детей 5-7 лет».

Основные проблемы:

  1. Функционирование территориальных ПМПК на временной (сессионной), а не на постоянной основе.
  2. Недостаточно дифференцирована сеть специальных (коррекционных) классов, дошкольных групп компенсирующей направленности в ОУ муниципальных районов Волгоградской области.
  3. Недостаточное количество узких специалистов, как системы образования, так и системы здравоохранения, а то и полное отсутствие таких специалистов  в отдельных районах Волгоградской области (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, отоларингологов, неврологов, детских психиатров и др.).
  4. Крайне затруднено внедрение в практику интегративного или инклюзивного образования, так как подобное образование является более затратным, требующего специального обучения и переобучения педагогов, создания в общеобразовательном учреждении коррекционно-развивающей и реабилитационной среды, введения в штат дополнительных специалистов.
  5. Зачастую наблюдается рассогласованность в действиях специалистов различных ведомств при направлении детей-инвалидов в учреждения системы социальной защиты населения (в данные учреждения направляются дети-инвалиды, имеющие умственную отсталость, но среди врачей-психиатров существует негласное правило не ставить диагноз «Умственная отсталость» до 9-летнего возраста).
  6. Необходимо проводить расширенные заседания ЦПМПК с привлечением независимых экспертов из учреждений, организаций системы здравоохранения, социальной защиты населения и др. в диагностически сложных случаях или спорных ситуациях.

 

Итоги  работы отдела сопровождения принимающих семей

Ее  основные задачи на 2014 год:

1. Оказание  психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Содействие развитию различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, профилактике утраты детьми родительского попечения.

3. Организация сопровождения принимающих семей.

 

Мероприятия, проведенные в 2014 году

25.02. Областной семинар-практикум для специалистов органов опеки и попечительства, служб сопровождения принимающих семей «Модели сопровождения принимающих семей».

25.02-26.02 Семинар для специалистов, осуществляющих подготовку граждан в замещающие родители «Роль психолога в реализации программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

28.03. Семинар для опекунов, попечителей, приёмных родителей, инспекторов по охране прав детства образовательных учреждений Дубовского муниципального района на тему «Трудности замещающей семьи. Как их преодолеть?»

24.04. Областной семинар-практикум для специалистов ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Подготовка ребенка к устройству в приемную семью: успешные практики и технологии»

16.07. педагог-психолог Данилова Т.Г. приняла участие в работе круглого стола на тему «Поздние дети: развитие ребёнка» (статья с выступлением в газете «Родной город»).

13.10. Выездное мероприятие для опекунов, попечителей (приемных родителей) Кумылженского муниципального района на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей. Профилактика отказов от детей, находящихся в замещающих семьях».

29.10. Выездное мероприятие для опекунов, попечителей (приемных родителей) Алексеевского и Нехаевского муниципальных районов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей. Профилактика отказов от детей, находящихся в замещающих семьях».

20.11 День правовой помощи.

25.11 Областной семинар для специалистов органов опеки и попечительства, ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Инновационные подходы и технологии в деятельности служб по подготовке  кандидатов в замещающие родители». «Современные подходы к решению проблем социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот

27.11. Семинар для приемных родителей Фроловского муниципального района на тему: «Гармонизация детско-родительских отношений».

23-24.09. в ППМС-центре состоялась стажировка специалистов  ГБУ «Центра психолого-педагогической помощи семье и детям» г. Южно-Сахалинска по вопросам подготовке и сопровождению замещающих семей. Специалисты, принявшие участие в стажировке (Ю.И. Кан, референт министерства образования Сахалинской области, С.А. Французова, директор ЦПППСиД, Я.Ю. Курбанова начальник отдела ЦПППСиД)  высоко оценили опыт работы ГКОУ Волгоградского ППМС-центра.

22.12.  Состоялся круглый стол с руководителями и специалистами органов исполнительной власти, опеки  и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Профилактика социального сиротства и развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, на территории Волгоградской области, в рамках реализации Всероссийского проекта «России важен каждый ребенок» в Волгоградской областной Думе, где директор Судакова Н.А выступила с докладом «Об организации деятельности по подготовке и сопровождению граждан, желающих принять или принявших на воспитание ребенка».

В 2014 году специалистами службы сопровождения  проведён ряд мониторинговых мероприятий с целью деятельности ШПР в  Волгоградской области:

28.10. в ГКОУ «Нижнечирская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

 

Подготовка граждан, желающих принять в свою семью ребёнка (детей), оставшихся без попечения родителей

За 2014 год:

  • численность граждан, подавших заявление на подготовку кандидатов в замещающие родители,  составило 331 чел (из них 156 семей);
  • численность граждан, прошедших подготовку кандидатов в замещающие родители – 357 чел (из них 171 семей).

         На индивидуальных консультациях   кандидатов в приемные родители  педагоги-психологи используют:

  • генограмму Боуэна;
  • социометрические техники Э.Эйдемиллера, которые призваны помочь потенциальным родителям  оценить историю своей семьи, испытать новые чувства, избавиться от таких взаимоотношений в семье, которые   причиняют боль;
  • опросник  Кеттела;
  • диагностика родительского отношения Смирновой и Соколовой;
  • методики ПАРИ Шефера и Белла;
  • вопросники  Николаевой, Япаровой и др.

В  психологическом консультировании  несовершеннолетних используют метод серийных рисунков и рассказов И.Никольской, что позволяет ребенку выразить, отреагировать различные эмоциональные состояния.

На занятиях  применяются   интерактивные формы: групповые дискуссии,   ролевые игры,  тренинговые  упражнения, мозговой  штурм.

В отделе ведётся Книга отзывов и предложений, в которой граждане, прошедшие подготовку, оставляют свои отзывы. Проводимые  занятия высоко оцениваются гражданами, прошедшими подготовку в школе принимающих родителей.

В 2014 году специалистами службы сопровождения принимающих семей проведены выездные занятия Школы принимающих родителей:

  • с 11.08 по 13.08. в х. Тормосин Чернышковского  района (в здании Тормосиновской  школы-интерната  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • с 16.09 по 18.09. в ст. Слащёвской Кумылженского района (в здании Слащёвской специальной (коррекционной) школы-интерната V111 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

         В конце всего курса программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проводится итоговая аттестация кандидатов в приемные родители в форме собеседования, которая  завершается выдачей свидетельства о прохождении подготовки и заключение о готовности принятия в свою семью ребенка.

Продолжена работа по формированию электронной базы кандидатов в замещающие родители,  прошедших подготовку в Школе принимающих семей в ГКОУ Волгоградском ППМС-центре. 

Количество консультаций, проведенных специалистами службы сопровождения принимающих семей, в 2014 году по категориям граждан.

Обращения приемных родителей по следующим проблемам:

 

Количество кандидатов, прошедших подготовку в приемные родители в 2014 году

 

Возраст кандидатов, обучающихся в ШПР

 

Образование кандидатов

Семейное положение

 

 

Сопровождение замещающих семей

 

Практика показывает, что лица, окончившие «Школу принимающих родителей» настроены на дальнейший контакт со «Школой принимающих родителей» в рамках сопровождения принимающей семьи.

Проводятся следующие формы поддержки семей, принявших на воспитание детей:

1.Предоставление новых материалов для изучения.

2.Очные консультации со всеми специалистами, тренинги, тестирование, игровые  занятия с детьми.

3.Мониторинг актуальных потребностей и трудностей сообщества принимающих родителей, оценка степени психологического благополучия, результативности проведённой программы.

4.Клуб принимающих семей как специальное пространство взаимодействия специалистов в групповом режиме (обмен опытом позволяет родителям увидеть собственные проблемы в ином ракурсе).

В рамках сопровождения осуществляется консультирование по телефону и в рамках  учреждения. Выпускники  Школы принимающих родителей обращаются в службу сопровождения  по самым различным вопросам – от вопросов по подбору ребёнка и создания приёмной семьи до обращения с приёмным ребёнком к узким  специалистам: психологу, логопеду, дефектологу, или его записи в группу кратковременного пребывания нашего центра.

Проводятся заседания  Клуба принимающих  родителей, так в 2014 году проведены встречи на следующие темы:

18.02. «Быть  проводником  тепла и знаний для тех, кто ищет свой путь»;

17.04.  «Бабушкины советы»;

12.12.  «Тайное Родительское собрание «Общение с ребенком. Каким оно должно быть?»   с привлечением команды «Белый ветер»

Проведены совместные поездки в Храм Петра и Павла, на Ахтубу, на озеро лотосов, за грибами.

Регулярно проходят праздники и конкурсы для замещающих семей:

21.05. Региональный конкурс для замещающих семей «Папа, мама, я – олимпийская семья» с участием олимпийской чемпионки Лебедевой Т.Р.

27.05.  Участие в Фестивале замещающих семей  в  Камышине.

08. по 09.07.  Участие в организации и проведении областного конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей - 2014»

11.07. Организован и проведен Всероссийский день семьи, любви и верности.

20.03. Участие в организации и проведении очередного 7 Форума принимающих семей. Форум проходил в форме модерации, что помогло выявить насущные потребности и проблемы замещающих семей и работа дискуссионных площадок.

О доверии граждан к специалистам службы сопровождения говорит и то, что дважды по инициативе граждан, прошедших подготовку в школе принимающих родителей (группа Даниловой Т.Г.) проходили Встречи выпускников.

 

Информационно-просветительская кампания

Цели информационно-просветительской кампании:

  1. Формирование информационного пространства, позитивно настроенного к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  2. Работа по поиску и подбору лиц, готовых стать опекунами, попечителями, усыновителями, приемными родителями, патронатными воспитателями;
  3. Создание системы просвещения населения о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  4. Подготовка буклетов, справочников организаций.

В текущем году прошли следующие мероприятия в данном направлении:

13.10.  выезд в в Кумылженский муниципальный район.

15.10. в ППМС-центре прошел круглый стол «Развитие семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и перспективы» с привлечением общественных организаций, СМИ, приемных родителей, кандидатов в замещающие родители.

29.10.  выезд в Нехаевский и Алексеевский муниципальные районы;

18.12. по инициативе органов опеки и попечительства Клетского района специалистами ППМС-центра был проведен круглый стол «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье»

Специалисты отдела  сотрудничают со средствами массовой информации.

Так, в Вестнике  Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка РФ (выпуск № 5 2014 года) опубликована статья о судьбе  ребёнка, от которого отказалась семья американцев и который успешно воспитывается в семье жителей Волгограда «А ты ко мне? А ты за мной?».

С целью распространения положительного опыта воспитания приёмных детей 15 мая 2014 года была посещена семья Покрепа в Ленинском районе. Публикация о семье была размещена  в очередном номере  газеты «Вести с аукциона идей»  к  Дню защиты детей.        

Была подготовлена информация для публикаций   в газетах «Волгоградская правда»:

  • В номере № 195 от 18.10.2014 года была опубликована статья «Найти заботливых родителей»;
  • В номере 215 от 15 11.2014 года статья «Мама из глубинки. Как в регионе ищут детям приёмных родителей».

10-11 декабря в газете «Вечерний Волгоград» была опубликована информация о приёмной семье Савельевых-Ануфриевых.

Подготовлены и распечатаны семь  номеров газеты «Вести с аукциона идей»

 

-->

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz